irinaodessa (irinaodessa) wrote,
irinaodessa
irinaodessa

Подводной лодке 131 год.

 Головной болью семьи Джевецких, был их сын Стефан. Куда бы папа не пристраивал его учится, учителя тут же просили забрать ребенка. Помыкавшись по одесским гимназиям, Карл отвез наследника в парижский иезуитский лицей, в надежде, что мальчику не только дадут знания, но и расширят сознание.

Не успел, Джевецкий-старший вернуться в Одессу и удобно расположиться в гостинной, своего шикарного особняка на Малом Фонтане, как получил телеграмму от иезуитов, с мольбой забрать Стефана. 

Сегодня бы посмеялись, над претензиями учителей, но в те темные времена, педагоги требовали старания и усердия, а Стефан все схватывал на лету, быстро все усваивал и отлично сдавал экзамены. Такое легкое отношение к учебе, разлагающе действовало на остальных учеников и присутствие для классической системы образования, было не желательным.

Как бы то ни было, а аттестат был получен и Стефан отправился учится в Парижское Высшее техническое  училище.
Вот тут то, родители смогли отдохнуть от претензий в адрес сына. Техника его увлекла. Настолько, что его изобретения, были выставлены на Всемирной выставке в 1873 году. Более того, некоторые приборы заинтересовали руководство российского флота и Джевецкого пригласили на службу на флот. 

Не долго он занимался мирным оснащением военных судов. Разразилась очередная война с турками и, теперь уже Степан Кириллович, оказался в круговерти морского боя. Ранение в руку, заставило интенсивней работать голову. 
Джевецкий вспомнил, что еще будучи в Париже прочитал книгу историка Монжери. В ней было описание казацких потаённых лодок. То конечно, было мрачное средневековье, обтянутые кожей корпуса и весла в кожаных манжетах. Стефан мыслил прогрессивно и весла решил заменить педальками.

Подготовил подробные чертежи и представил военному начальству, но те и слушать не хотели о подводном транспорте. Джевецкий, настолько был уверен в успехе, что вложил свои деньги в постройку первой модели. 
13 ноября 1879 года, в военной гавани все причалы были битком забиты начальством и любопытствующими. 
Еще бы, такое шоу даже в цирке за деньги не увидишь, а тут бесплатно. Джевецкий, всем машет рукой, спускается в термос с боковой загрузкой, металлический корпус исчезает под водой. В вдалеке,   списанная баржа ждет своей участи. Любопытствующие вглядываются в морскую гладь, минуты ожидания тянутся, чайки успокоенные восстановившейся тишиной, снова разхозяйничались в порту.

И вдруг. Гагах. Баржа вспыхнула и медленно пошла ко дну. Толпа взвыла -УРА. 
Военное руководство, сразу же возгордилось своим работником и приказали диво-дивное вести царю. 

В Гатчине, на озере устроили закрытый показ, для узкого круга персон. Самодержцу, техническое новшество понравилось и он даже решился заказать Джевецкому изготовить лодки, штуки три. Но русская царица, как всякая практичная немка, знала, что оптом дешевле и попросила сделать 50 штук.
С этих, пятидесяти штук и начался подводный флот Российской империи.
Tags: Одессит С. Джевецкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments