irinaodessa (irinaodessa) wrote,
irinaodessa
irinaodessa

Categories:

Одесские тротуары - вопоминания из прошлого

Как жаль, что парусные  суда, больше не доставляют грузы в порт.
Знаю, знаю - экономическая выгода, безопасность. Но, именно деревянные торговые суда, приносили Одессе пользу.парусник
Ну, во первых это эстетическое наслаждение, любоваться такой красотой. Какие бы не были, сегодня, гигантские  пассажирские лайнеры, а в порту больше всего любопытствующих, когда приходят парусники. Это и в самом деле, величественно.

Но, этот мой рассказ посвящен , не красоте, а меркантильности. 


Когда то, деревянные суда, при перевозке легкого товара, догружали трюмы балластом.  Идет, например судно с тканями, а они легкие, то надо догрузить какой то вес, для устойчивости корабля. Если, это не сделать, то судно сделает оверкиль. Попросту говоря, будет плавать пузом к верху. 
В качестве балласта, проще всего было использовать камни. Матросы их собирали на берегу, возле порта, загружали в трюм, а когда судно подходило к  конечной точке путешествия, камни выбрасывались за борт. 
А, какова была романтическая работа у матросов, в былые времена?

Отношение к балласту, изменилось, когда власти приморских городов столкнулись с двумя проблемами - надо оплачивать чистку акватории порта от камней, и надо оплачивать закупку камней для мощения улиц.  
Подумали, подумали и две проблемы объединили - получилась  одна выгода.
Суда приходят в порт, матросы камни складывают на причал и за это идут под погрузку вне очереди. Камни, с причала вывозят в мастерскую для обработки, а потом на улицы мостить. 

Лучшим камнем для мощения, во все времена считался лавовый. Прочный, тяжелый, практически не стираемый. Когда, все камни вокруг портов с пляжей посгребали, пришлось платить за подвозку к порту. Тут то и наладили, доставку лавового камня в порты. 
Каменотесы, отковыривали от лавы верхнюю пластину. Форма и размер камней значения не имел, и продавали их капитанам судов. Плата за такой бросовый товар была мизерная, ведь это был всего лишь балласт. Но, со временем, судовладельцы разобрались, что и на балласте можно зарабатывать и стали привозить лучшего качества камень, но уже за деньги или привезем никудышный, но бесплатно. Так, и наладился бизнес: крестьяне  ковыряли вулканы и подрабатывали на поставках в порт, капитаны получали деньги за то, что раньше выбрасывали за борт. 
Так же и в Одессе появились лавовые плиты.мой камень
Верхняя часть такая, как осталась, после извержения вулкана, нижняя совершенно рваная шершавая, а по бокам приблизительно ровно обработано. Нижнюю часть, сфотографировать не удалось - вес камушка 35-40 килограмм, идти на рекорд не захотелось.
Такими плитами, раньше были уложены, почти все одесские тротуары и дворы, теперь лишь, где ни где, остались осколки истории.лавовые плитыА жаль. Ведь этот камень, если современные мастера не будут его трогать ручками, простоит и две тысячи лет, так же как римские мостовые и дороги. Им сносу нет. Не надо ремонтировать, регулярно, как это происходит с асфальтовым покрытием. 
Покупать по нынешним ценам, такой камень, конечно не дешево - 8 евро за штуку. Но, ведь это на века. К сожалению, наши чиновники категориями вечности, мыслить не хотят. Только, сегодня, и как нибудь.
А итальянцы, до сих пор торгуют лавовым камнем и довольно успешно. Недавно даже, полиция закрыла карьер в национальном парке Везувий, где незаконно добывали лаву.
карьер везувия
Незаметно, для администрации парка, наковыряли на 15 миллионов евро.  




Tags: История одесских мостовых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments